Штрафы Роструда в 2019 году или прогноз поступления доходов в федеральный бюджет от поступления денежных взысканий (штрафов) за нарушения трудового законодательства.

Нижеприведённый анализ преследует цель осуществить прогноз административных наказаний, планируемых Рострудом и его территориальными органами (Инспекциями труда в субъектах РФ) в 2019 году вынесенных в ходе надзорных мероприятий.

Для начала необходимо обратиться к основополагающему документу в системе Роструда, на базе которого и будет осуществляться прогноз. Данным документом является "Приказ Роструда от 12.12.2018 N 647 'Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в Федеральной службе по труду и занятости, осуществляющей бюджетные полномочия главного администратора доходов".В части проводимого анализа нас интересует п. 2.9 Методики прогнозирования.

Позволим себе данный пункт процитировать:

п. 2.9 Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы РФ в Федеральной службе по труду и занятости, осуществляющей бюджетные полномочия главного администратора доходов:
«2.9. 150 1 16 19000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства".
Прогнозирование поступлений доходов в федеральный бюджет от поступления денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства производится методом прямого расчета по формуле:

 

где:
ДВтруд — прогнозное значение поступления доходов на очередной финансовый год за счет денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства;
Ni — прогнозное значение количества взысканных штрафов каждого отдельного вида, основывается на статистических данных не менее чем за 3 года;
Ci — размер платежа по каждому виду взысканных штрафов, соответствует положениям законодательства Российской Федерации с учетом изменений, запланированных на очередной финансовый год и плановый период.»

Формула прогноза довольно проста: необходимо взять информацию из отчётов Роструда о сумме наложенных штрафов за предыдущие три года и вывести средние значения.
Приступим:
Отчёты о деятельности Роструда являются открытыми данными и размещены на официальном сайте, в данных отчётах нас интересуют следующие строки:

Из отчёта Роструда за 2016 год

1. Общее количество проверок – 134568
19. Общее количество проверок по которым были выявлены нарушения — 88342
34. Всего наложено административных штрафов — 169225
В том числе:
35. на должностное лицо – 92427
36. на индивидуального предпринимателя – 11810
37.  на юридическое лицо –64988
38. Общая сумма наложенных административных штрафов – 3 808 896 000 руб.
В том числе:
39. на должностное лицо – 619 254 000 руб.
40. на индивидуального предпринимателя – 81 593 000 руб.
41.  на юридическое лицо –3 108 050 000 руб.

Из отчёта Роструда за 2017 год
1. Общее количество проверок – 149014
19. Общее количество проверок по которым были выявлены нарушения — 91768
34. Всего наложено административных штрафов — 155276
В том числе:
35. на должностное лицо – 83127
36. на индивидуального предпринимателя – 12439
37.  на юридическое лицо – 59710
38. Общая сумма наложенных административных штрафов – 3 554 427 000 руб
В том числе:
39. на должностное лицо – 681 796 000 руб.
40. на индивидуального предпринимателя – 69 296 000 руб.
41.  на юридическое лицо – 2 803 334 000 руб.

Из отчёта Роструда за 2018 год (поскольку отчётных данных за 2018 год, на момент написания публикации Рострудом не представлено, исходим из того, что во втором полугодии Роструд не ухудшил свои показатели. Умножаем показатели из отчёта первого полугодия 2018 года на два.
1. Общее количество проверок – 139194
19. Общее количество проверок по которым были выявлены нарушения — 77184
34. Всего наложено административных штрафов — 131518
В том числе:
35. на должностное лицо –70846
36. на индивидуального предпринимателя – 8704
37.  на юридическое лицо – 51968
38. Общая сумма наложенных административных штрафов – 3 074 236 000 руб.
В том числе:
39. на должностное лицо – 588 578 000 руб.
40. на индивидуального предпринимателя – 49 594 000 руб.
41.  на юридическое лицо – 2 436 064 000 руб.

Получаем прогнозные показатели поступлений доходов в федеральный бюджет от поступления денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства на 2019 год.

1. Общее количество проверок – 126096
19. Общее количество проверок по которым были выявлены нарушения — 85765
34. Всего наложено административных штрафов — 152006
В том числе:
35. на должностное лицо –82133
36. на индивидуального предпринимателя – 10984
37.  на юридическое лицо – 58889
38. Общая сумма наложенных административных штрафов – 3 479 186 000 руб.
В том числе:
39. на должностное лицо – 629 876 000 руб.
40. на индивидуального предпринимателя – 66 828 000 руб.
41.  на юридическое лицо – 2 782 483 000 руб.

Суммы внушительные. Так, при выявлении нарушений при проведении проверки инспектором ГИТ будет вынесено административное наказание в виде штрафа, средняя сумма которого составит:

на должностное лицо – порядка 8 000 руб;
на индивидуального предпринимателя – 6 000 руб;
на юридическое лицо – 47 000 руб.

Статистика показывает, что среднее количество нарушений в ходе проведения проверки составляет 5 нарушений на одну проверку. Одно административное наказание выносится на 2,7 нарушений. Статистический итог – проверка инспектора ГИТ грозит административным наказанием в размере 59 000 руб. И это оптимистичный прогноз. О том, как проверка на малом предприятии может завершиться штрафом в 1 млн. руб. читайте в нашей статье.

Исходя из данного прогноза следует, что вероятность выявления нарушений при проведении проверки ГИТ в 2019 году составит 68 %, при этом данная вероятность в ходе проведения внеплановой проверки увеличивается и составляет уже 80%. Впрочем, увеличение процента проверок, в которых выявляются нарушения при проведении внеплановой проверки ГИТ вполне объяснимо – если о плановых проверках работодатель информирован уже в начале года и может к ней подготовиться, то внеплановая проверка очередная неожиданность. 


Подготовка к плановой проверке всегда понятна и объяснима (нанимается специалист по охране труда – приводит в порядок документацию, организует проведение обучения по ОТ, медицинские осмотры, грамотный кадровый специалист – приводит в порядок кадровую документацию). Затраты, производимые работодателем при подготовке к проверке, всегда окупаются, при этом в виду не системности данной работы всё равно остаётся ряд нарушений, которые в экстренном порядке устранить не представляется возможным. Именно наличие этих нарушений показывает анализ отчётов Роструда — в 38% проведённых плановых проверк инспектор ГИТ выявляет нарушения.


Внеплановая проверка проводимая ГИТ это, в большинстве своём, как гром среди ясного неба. Она может быть спрогнозирована работодателем если у него был несчастный случай на производстве – нанимая специалиста по охране труда и обеспечивая функционирование СУОТ работодатель снижает риск такой проверки. Внеплановая проверка по жалобе сотрудника в ГИТ прогнозируется работодателем практически со 100% вероятностью и риск этот абсолютно управляем – конфликт урегулируется до похода сотрудника в ГИТ (о последствиях читайте в нашей статье), либо работодатель вполне уверен в своих специалистах и сможет отстоять свою позицию при проведении внеплановой проверки инспектором ГИТ. Однако существует ряд внеплановых проверок, которые ни один работодатель спрогнозировать не может вот яркий пример:
 «Роструд, Ростехнадзор и Росуглепроф проведут совместные проверки угольных предприятий» 
«Минтруд России и Роструд готовят план внеочередных проверок строительных и транспортных компаний»
Данные внеплановые проверки не поддаются прогнозированию и работодатель узнаёт о её проведении получая распоряжение о проведении внеплановой проверки из рук инспектора ГИТ.


Подводя итог данной публикации посоветуем каждому работодателю внести изменения в свой бюджет на 2019 год, дополнив его статьёй расходов  «Прогноз расходов на пополнение доходов федерального бюджета от поступления денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства» в размере не менее 60 000 рублей или увеличить на эту сумму годовой доход специалиста по охране труда и специалиста отдела кадров.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *