Штрафы за нарушение трудового законодательства

Следует начать с того, что официальная позиция Роструда и реальные задачи для его территориальных  органов носят характер «двойных стандартов».

Все  разговоры о том, что у нас не палочная система, плана по штрафам нет и не будет, а будет снижение финансовой нагрузки на работодателей за нарушения трудового законодательства, введение риск-ориентированного подхода, снижение числа проверок (в т.ч. плановых), введение чек-листов (проверочных листов), самопроверка на сайте Роструда для работодателей и другие полезные «ништяки» в Онлайн инспекции, сама концепция перехода от модели угроз к модели соответствия (надо-надо учитывать интересы работодателей) не соответствует суровой российской действительности.

Поясняем. Идет неуклонное ужесточение административной ответственности.

Вот 2005 г. КоАП РФ.

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда.

  1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ).

Примечание. МРОТ для штрафов тогда – 100 руб.

Вот 2018 г. КоАП РФ. Приведем полностью.

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Ст. 5.27 КоАП РФ

  1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  1. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

  1. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  1. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  1. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

  1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  1. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как говорится, почувствуйте разницу.

Это касается и ч. 23 ст. 19.5 (штрафы за неисполнение предписания трудовой инспекции, кстати, весьма солидные), и ст. 20.25 (двойной размер штрафа в довесок за неуплату основного), и увеличение срока давности административной ответственности с  двух месяц до одного года                 (ст. 4.5 КоАп РФ), и введение в УК РФ ст. 145.1 за невыплату заработной платы.

А если в надзорном органе говорят вам, что мы, дескать, не звери, и будем выносить административное наказание в виде предупреждения, то не стоит забывать  — "предупреждение" это тоже вид ответственности и повторное нарушение с учётом вынесенного предупреждения может привести к дисквалификации.

С января 2017 г. позиции Роструда и прокуратуры полностью совпали, у инспектора нет больше «свободы рук», он обязан наказывать как должностной лицо, так и юридическое лицо. Кстати, Верховный Суд РФ еще в 2016 г. подтвердил такое право инспекции труда (см. Постановление ВС РФ от 01.04.2016 г. № 74-АД16-2).

Ну и ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ:

«1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение».

 

Суммируя.

Никто, подчеркиваю, никто в центральном аппарате не снимет с инспекции труда какого-нибудь субъекта РФ груза взятых на себя бюджетных обязательств (глубокоуважаемые работодатели, не подумайте, это не план по штрафам, упаси господь), не отменит систему рейтингов инспекций, не отменит действующую систему оплаты труда (Ключевые показатели эффективности (KPI) – критерии для стимулирующей части) и не уберет слово «показатели» из внутренних документов Роструда.

Отсюда следует такой модный вопрос как «минимизация» потерь работодателя при встрече надзорным органом, хотя работодатели, несмотря на мощные кадровые службы, не взирая на когорты  корпоративных юристов и бухгалтерский консалтинг, из года в год  совершают одни и  те же типовые ошибки.

Рассмотрим.

Под часть 1 попадают вопросы режима рабочего времени, времени отдыха (о несоблюдении работодателями графиков отпусков и просто не предоставлении отпусков работникам можно писать хрестоматию) и многие другие, например, не дают больничный, не дают справку или копию приказа, всё не объять.

Под часть 3 попадают вопросы фактического допущения к работе не уполномоченным лицом. Сплошь и рядом на стройке – а меня прораб Петя нанял или бригадир Вася (на выбор) пригласил.    

Под часть 4 попадают вопросы оформления трудового договора. Не оформил, ненадлежащее оформил, заключил гпд вместо трудового договора – получи штраф за каждого работника, никаких предупреждений. Особенно в торговле и сфере обслуживания – ты поработай месяц, если устроишь, как работник, оформим.

Под часть 6 попадают вопросы оплаты труда. Непаханое поле для деятельности. Нарушают все – и бюджет и частный сектор. И не  просто задержка заработной платы. Тут и МРОТ, и как он соотносится со сдельной системой оплаты труда, тут сплошь и рядом неверное начисление заработной платы, и сверхурочные, праздничные, ночные, и удержание из зарплаты, и индексация, и простой и т.д. и т.п.

И не стоит забывать части 2 и 5, которые ранее привлеченным лицам за аналогичное нарушение добавляют весьма существенный довесок.

Из  свежего,  парочка хрестоматийных примеров.

1) Работодатель, торговая фирма в одном субъекте РФ, работник – торговый представитель в другом субъекте РФ (где есть районный коэффициент 20% и 40 %, а в некоторых районах есть еще северная надбавка), за ним закреплены несколько районов, работа носит разъездной характер работы.

Работодатель забывает установить и выплачивать доплату за разъездной характер, не указал в договоре место работы, размер районного коэффициента 20 %, а при временном переводе (на период отсутствия  другого работника, у которого иные районы) забывает указать коэффициент 40 % и условия для северной надбавки. Как вишенка к торту —  работодатель вообще не производит начисление таких выплат, мотивируя, что у него сдельная система оплаты труда.

Итог – жалоба и суд.

2) Работодатель, строительная фирма в одном субъекте РФ, работник – электромонтажник в структурном подразделении в другом субъекте РФ, срочный трудовой договор до 30.09.2018 г. (воскресенье, Карл!), основание – для выполнения заведомо определенной работы.

Работник работает, потом вдруг пропадает и превращается в «потеряшку», на контакт не идет. Отдел кадров в другом субъекте, уволить по статье проблематично.  Решили дождаться и уволить в связи с истечение срока трудового договора (п.2 ч. 1 ст. 77ТК РФ). Отправили необходимое письмо (ч. 1 ст. 79 ТК РФ – работник должен быть предупрежден письменно не менее чем за три календарных дня до увольнения. Работник уведомлен (о чудо, от взял почту) 28.09.2018 г.  и уволен 01.10.2018 г. И тут же вылезли спорные моменты:

– выдержал ли работодатель 3 дня, считать ли 28.09.18  в срок эти 3 дней или нет, исходя их нормы ч. 3 ст. 14 ТК РФ, либо срок начинается с 29.09.18;

– по ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения во всех случаях в последний день работы работника, но он не работал и как применить ч. 4 ст. 14 ТК РФ (Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день), не нарушает ли работодатель условия срочного трудового договора;

– когда выплачивать окончательный расчет работнику.

Итог – жалоба и, вероятнее всего, суд по месту жительства работника (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ).

 

А теперь давайте представим, если работодатель нарушил ТК РФ в указанных примерах, сколько каждая фирма может заплатить административных штрафов, если срок давности не истек и взять как условие — никаких предупреждений, только штрафы, пускай и по минимуму?

Читайте продолжение статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *